Суд обязал «Победу» изменить условия провоза ручной клади

Суд обязал «Победу» изменить условия провоза ручной клади
  24.01.2023 г.

Завершилось дело, длившееся полтора года. Верховный суд РФ окончательно решил, что авиакомпания «Победа» нарушает правила перевозки пассажиров, устанавливая незаконные ограничения на провоз вещей. К слову, у лоукостера было два варианта ограничений ручной клади, один другого строже, собственно, наличие второго и стало поводом для разбирательства.

Судебный процесс начался в 2021 году после того, как Ространснадзор выдал «Победе» предписание изменить правила провоза ручной клади. Авиаперевозчик не согласился с этими требованиями и обратился в суд. Однако все инстанции, кроме апелляционной, вынесли однозначное решение: ограничения «Победы» нарушают законодательство и должны быть пересмотрены.

В 2018 году «Победа» ввела сразу два варианта правил провоза ручного багажа в салоне (напомним, что лоукостер предлагает очень выгодные тарифы для путешествующих без багажа, но при этом имеет право ограничивать вес и габариты ручной клади, чтобы пассажиры не пытались провозить чемоданы в салоне). Первый вариант – сколько угодно вещей, но при условии, что их суммарные габариты не превышают показателей 36 × 30 × 27 см. Второй вариант – одно место ручной клади с габаритами 4 × 36 × 30 см, плюс к нему дамскую сумку, портфель или рюкзак не больше 36 × 30 × 23 см, плюс некоторые вещи, которые указываются в авиационных правилах и которые нельзя исключить из списка (верхнюю одежду, костыли, необходимое в полете детское питание или лекарства и так далее). Для проверки в аэропортах установили специальные измерители, в которые должны были помещаться все вещи.

Верховный суд подтвердил решение более низкой инстанции, что ограничения, вводимые на дамские сумки, рюкзаки и портфели, – незаконны. По правилам эти предметы должны провозиться бесплатно, даже если их габариты сравнительно велики, при этом ограничение по весу на одного пассажира не может быть меньше 5 кг. «Альтернативное» ограничение габаритов и веса ручной клади незаконноы.

Авиаперевозчик «Победа» уже опубликовал на своем сайте новость, в которой сообщается, что правила провоза ручной клади претерпевают изменения. Так, из второго варианта правил исключается указание на максимальные габариты рюкзака и дамской сумки. При этом пассажиры по-прежнему не получают права провозить в салоне крупногабаритные вещи.

«Победа» сохранит и свой первый вариант правил провоза ручной клади, согласно которому клиент может взять с собой на борт любые не запрещенные к перевозке в салоне вещи при условии, что все они помещаются в калибратор (36 ×x 30 × 27 см). Кроме того, «Победа» по-прежнему рекомендует клиентам использовать данный вариант как наиболее понятный и удобный, говорится на сайте компании.

Игорь Поздняков
заместитель начальника отдела Роскачества по защите прав потребителей

Как следует из Воздушного кодекса РФ, все авиакомпании, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок и требования к обслуживанию пассажиров, устанавливаемые Ффедеральными авиационными правилами (ФАП). При этом отдельно отмечается, что перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок, но эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров. Следует отметить, что в действующих нормативных актах не содержится такого понятия, как «лоукостер», все установленные федеральные авиационные правила подлежат применению ко всем перевозчикам вне зависимости от применяемой компанией ценовой политики. Поэтому в отношении перевозки ручной клади каждая авиакомпания вправе установить свои нормы по весу и габаритам, – - главное, чтобы были соблюдены установленные ФАП № 82 требования (например, норма провоза ручной клади в любом случае не может быть меньше 5 кг на одного пассажира, а также право пассажира провозить дамскую сумку или портфель в качестве ручной клади сверх нормы). Если же по каким-либо причинам представители авиакомпании ограничивают права пассажиров, установленные Федеральными авиационными правилами, необходимо обращаться к перевозчику с письменной претензией. Сделать это можно, как правило, в течение 6 месяцев (ст. 126 ВК РФ), при этом ответить должны не позднее чем через 30 дней. Перед этим лучше заранее собрать все доказательства нарушения прав пассажира: например, осуществить фото- и видеозапись, на которой детально будет виден факт нарушения; привлечь свидетелей и т. д. Если же авиакомпания откажется в добровольном порядке вернуть денежные средства, уплаченные за якобы превышающую по весу или габаритам ручную кладь, то отстаивать свои права предстоит в судебном порядке. Кроме того, у пассажира есть право обратиться с заявлением в соответствующие контрольно-надзорные органы – как следует из вышеописанной ситуации, в Ространснадзор.


Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.


РОСКАЧЕСТВО. Портал для умного покупателя
Роскачество – это национальная система качества, созданная по распоряжению Правительства РФ в 2015 году.

Это автономная некоммерческая организация, которая решает разные задачи в области качества, такие как проведение исследований товаров и услуг, стандартизация, сертификация, а также информирование и защита прав потребителей. Основная задача Роскачества – повышение качества жизни граждан.


Источник информации
РОСКАЧЕСТВО. Портал для умного покупателя
Зарегистрирован: 15.11.2024 г.

Возврат к списку


Обратите внимание

Реклама на сайте
V4 Market